Волшебный кубок





Автомобили BMW ассоциируются с ярким образом: двойные (до недавнего времени), широко расставленные фары хмуро глядят из-под нависающего капота, посередине — «ноздри».
Это на долгие годы стало лицом марки. А придумал его француз — дизайнер Поль Брак в 70-х годах прошлого века. Он же в 60-х создал «лицо» Mercedes с вертикальными блоками фар. Но это так, к слову. Варианты браковского шедевра для BMW представлены в музее инсталляцией: в глубоком колодце на дватри этажа возвышается «пагода» из моделей 70-х годов.Игры судьбы

Из них необычными формами выделяется BMW 502, за прихотливые изгибы кузова прозванный немцами «Ангелом барокко» («Barockengel»). Этот автомобиль появился в 1954 году. Он получил двигатель V8 объемом 2,6 л (100 л.
с.) или 3,2 л (120—140 л. с.). У Mercedes-Benz послевоенный V8 появился только в 1963-м. Мотор мощностью 140 л. с. разгонял 502-ю модельдо 175 км/ч, сделав ее самым быстрым немецким седаном той эпохи! Но поездить на таком довелось немногим — стоил он чудовищно дорого. На основе 502-го, удлиннив кузов с 4,7 до 5,1 м, создали BMW 505, который предложили первому канцлеру ФРГ Аденауэру. Но канцлер при попытке сестьв 505-й остался без шляпы. И «аденауэровским» суждено было стать 300-му «Мерседесу». Таковы капризы истории!Любопытно, что в те годы весь модельный ряд BMW состоял из больших машин500-й серии и... крошки BMW Isetta с 245-кубовым одноцилиндровым моторчиком (12 л. с.) сзади. Разработанная итальянской фирмой Iso и выпускавшаяся по лицензии, мотоколяска Isetta помогла решить проблемы занятости и автомобилизации в ФРГ. До 1962 года выпустили 160 000 таких «пузырей»!
Мотоциклетная эпоха
Среднюю рыночную нишу искали долго. Сначала построили удлиненную «Изетту» BMW 600, которая особенно дорога нам тем, что ее двухцилиндровый «воздушный» 582-кубовый оппозитник от мотоцикла BMW R67 стоял на советском прототипе, долженствовавшем стать «горбатым «Запорожцем».
Дальнейшие поиски жанра вылились в заднемоторный концепт BMW Classic, давший начало модели BMW 700 с таким же мотором, но уже в 607 «кубов» (32 л. с.). C 1959 по 1965 год построили почти 200 тыс. BMW 700, у которого были варианты седана, купе и даже гоночного автомобиля. На таком гонялся молодой Джеки Икс! Мотоциклетную700-ю модель прозвали «немецким «Триумфом» (по ирони судьбы у нее был британский двойник Triumph Herald, так как внешний облик обеих машин рисовал Джованни Микелотти).
Однако настоящий успех в среднем классе пришел к BMW с выпуском в свет в 1961 году модели 1500 с «нормальным» четырехцилиндровым мотором (82 л. с.).
Для поклонников BMW модель 1500 примечательна тем, что на ее кузове впервые появился характерный обратный изгиб задней стойки, «изгиб Хофмайстера», а для всех нас тем, что ее мотор согласно легенде советские инженеры скопировали для 408-го «Москвича». Объем нового мотора BMW повышали несколько раз: до 1,8 л (BMW 1800) и 2,0 л (BMW 2000). Наконец, в 1968 году его мощность достигла 20 л. с. (BMW 2002Ti). Тогда его стали комплектовать пятиступенчатой коробкой передач, с которой он разгонял2002-ю BMW до 185 км/ч, причем с места до «сотни» за 9,1 с! Эту модель можно считать предтечей нынешних «трешек» и «пятерок».
Игры ума
Помимо моделей мейнстрима, стабильно приносивших доход, были у BMW и опыты выпуска совершенно одиозных моделей. Их можно увидеть рядышком в самом нижнем зале.
Например, с 1988 по 1991 год — родстер BMW Z1. Вроде построенный на агрегатах современной ему BMW 325i (170 л. с., 220 км/ч). Но кузов! Он был каркаснопанельным: стальным штампованным, покрытым несиловыми панелями из стеклопластика, целиком заменяемыми за сорок минут. А двери! Вместо того чтобы распахиваться или подниматься, они опускались вниз, в щели порогов. Конструировал Z1 нынешний глава Aston Martin Ульрих Бец. Рядом с этим экспонатом невольно вспомнишь, что обозначение модельной линейки «Z» происходит от немецкого Zukunft («Будущее»).
А с 1956 по 1959 год BMW выпус кала родстер 507. Придумал эту машину коммерсант Макс Хоффман, поставлявший после войны в США европейские спорткары, вызывавшие у тамошней богемы головокружение! Его, кстати, считают и негласным отцом Mercedes-Benz 300 SL. В 1954 году он предложил BMW построить родстер на агрегатах 502-й модели, то есть с тем самым супермотором 3,2 л V8.
На создание машины были брошены лучшие силы: известный промышленный дизайнер Альбрехт Граф фон Герц и главный инженер BMW Фриц Фидлер. Хофман планировал продавать за океаном не менее 5000 родстеров 507 по $5000, но в реальности цена достигла $10 500. И это в 1955 году! В результате по продажам BMW 507 не имела и десятой доли успеха «крыла чайки». Всего построили 252 родстера, из них сохранилось 202. Хозяин «Формулы 1» Берни Экклстоун прикупил себе такой в октябре 2007 года на аукционе в Лондоне за $904 000.